«Тангейзер»: от начала до конца

Новосибирск — город, ставший не по своей воле столицей православного активизма России. Культурные сражения между религиозными и творческими деятелями проходят здесь не первый год. В неравном бою побеждают адепты церковной морали, счёт уже 4:0. Для более широкого осмысления драматических событий, сопровождавших «Тангейзер» в версии Тимофея Кулябина, стоит оглянуться немного назад.

Предыстория

id963-1

Блэк-дэт-метал группа Behemoth

В мае 2014-го года название польской блэк-метал группы Begemoth вышло на первое место среди самых обсуждаемых новостей России по версии Яндекса. Музыканты оказались первой мишенью активистов движения «Народный Собор», которые не допустили возможность выступления коллектива в Новосибирске. Предлогом для протеста стал неприкрытый антихристианский стиль выступлений Begemoth. Последовали протесты и многочисленные обращения к властям с требованиями остановить грядущий «сатанинский обряд». Через месяц безуспешных мытарств по регионам России Begemoth покинули пределы РФ по решению суда, который обнаружил визовые несоответствия в документах участников группы.

id963-2

Коллектив рок-группы Marilyn Manson

В июне 2014-го года противником «Народного Собора» стал Мэрилин Мэнсон. Мнение активистов в очередной раз было услышано на самом верху: любые попытки организаторов провести концерт были блокированы. Коллектив сдался без боя.

id963-3

Британский коллектив Cradle of Filth

Осенью 2014-го была отправлена в нокаут английская экстрим-метал группа Cradle of Filth, которая, по мнению активистов, несла своими композициями разжигание национальной розни.

Рихард Вагнер в Новосибирске

id963-4

Опера «Тангейзер», Иисус Христос

20-го декабря 2014-го состоялась яркая премьера «Тангейзера» режиссёра Новосибирского театра оперы и балета Тимофея Кулябина. Директором театра на тот момент был Борис Мездрич. Критики тепло приняли оперу, предрекая ей успех, а автора называли одним из самых талантливых театральных режиссёров страны. И всё бы шло своим чередом к новой награде молодого постановщика, если бы не его художественная смелость.

id963-5

Режиссёр «Тангейзера» Тимофей Кулябин

В оригинале Вагнера сюжет основывается на мотивах средневековых легенд о певце, который, познав любовь богини Венеры, вернулся из её царства к людям. Общество не принимает его и делает изгоем, а впоследствии и грешником, который раскаялся в своей страсти. Кулябин переносит действие в XXI век: поэт становится кинорежиссёром, который снимает любовный опыт с Венерой, только на месте самого Тангейзера в её объятиях оказывается Сын Божий.

id963-6

Плакат, ставший предметом многочисленных споров

Рубиконом нетерпимости стал 20-секундный фрагмент действия, в котором главный герой разворачивает плакат. На нем изображён Иисус Христос, распятый на фоне женских бёдер. Реакция не заставила себя ждать. С критикой в адрес авторов обрушился глава Новосибирской церкви митрополит Тихон:

Я по поводу «Тангейзера» написал, что там нарушаются права верующих людей, используется не по назначению церковная символика. Верующие люди возмущены. Те, кто посмотрел постановку, пишут письма, звонят по телефону и просят как-то посодействовать соблюдению закона.

id963-7

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон

Митрополит составил обращение в прокуратуру. Было возбуждено административное производство, но противоправных действий на суде не выявили и дело закрыли. На фоне общественного резонанса проснулись православные активисты. Снова последовали митинги и призывы к властям, «Тангейзер» был вновь атакован. Пласт обсуждения вышел на всероссийский уровень. Решающий удар в этой схватке нанёс министр культуры Владимир Мединский: с его легкой руки был уволен Мездрич, который к тому времени убрал из постановки скандальный образ Иисуса, а на его пост назначили Владимира Кехмана, открыто выступавшего на стороне «оскорблённых». Решение нового руководителя не заставило себя долго ждать: постановку вычеркнули из афиш. Впоследствии министр культуры допустил возвращение «Тангейзера» в репертуар на следующий сезон, подчеркнув, что окончательное решение будет принимать нынешний директор новосибирского театра.

id963-8

Уволенный с поста директора театра Борис Мездрич

В отличие от рок-групп, которые не были допущены к выступлениям в Новосибирске, «Тангейзер» действительно заставил говорить в свою поддержку. В защиту постановки выступили многие деятели культуры и простые граждане. Защитники опального режиссёра говорят о том, что сложившаяся ситуация – это следствие нетерпимости и вражды мнений в гражданском обществе.

id963-9

Новый руководитель Новосибирского театра оперы и балета Владимир Кехман

Даже в РПЦ не сложилось единого осуждающего мнения относительно «Тангейзера». Например, известный блогер, протодиакон Андрей Кураев дал ряд интервью, в которых отказался поддерживать травлю постановки. По его мнению, проблематика оскорбления чувств верующих в подобных ситуациях может заключаться в форсировании очагов недопонимания со стороны самих оскорблённых.

 

 

id963-10

Митинг против «Тангейзера» у здания Новосибирского театра оперы и балета . 1-е марта 2015-го года

id963-11

Митинг в защиту свободы творчества. Новосибирск, 5-е апреля 2015-го года

Итоги

Будьте осторожнее. Истерия над художественным произведением, возведённая в ранг национального оскорбления, должна заставить рисковых авторов лишний раз проанализировать возможные последствия своего творчества. Власть с точки зрения Конституции декларирует отсутствие цензуры, часть общественности в свою очередь берёт функцию цензора на себя, и создаётся резонанс, на который остро реагируют в Министерстве культуры.

Театр не заканчивается за кулисами. Смелость постановки обязательно повлияет на творческое будущее режиссёра, правда, пока не совсем ясно, как именно. С одной стороны, Кулябин еще долго будет восприниматься доброй половиной неравнодушного общества с оскорбленными религиозными чувствами как тот, кто расположил распятого Иисуса между женских ног. С другой, московский Большой театр предложил ему сотрудничество. Сама драма «Тангейзера», по словам Кулябина, неприятна, но для него как художника не смертельна.

В обществе не бывает единого мнения. Православный активизм, стоящий на страже Новосибирска, горожане воспринимают без особой теплоты. Местные СМИ с некоторой тревогой констатируют факт присутствия фанатично настроенных групп, которые высказывают своё мнение по любому поводу. И мнение это, как правило, радикально. Ответным шагом, возможно, вынужденным, стал митинг «За свободу творчества!» в поддержку «Тангейзера». По разным оценкам на нём присутствовали до 5 тыс. человек (внушительная цифра для Новосибирска), то есть далеко не все граждане готовы идти по ортодоксальному пути, который навязывают соотечественники с глубокой религиозной позицией.