Современное искусство: Александр Дашевский

С одной стороны, только ленивый сейчас не пишет или читает о современном искусстве, а с другой — и ленивых много, и кроме Малевича им ничего на ум не приходит. Да, арт-критика в России переживает не лучшие времена. Писать негде и некому. Но, вроде бы, пока есть о чём.

Редакция «Воскресенья»  открывает серию статей о действующих лицах российского контемпорари арта. Без демагогий на тему искусства и современности, без искусствоведческих терминов и философских размышлений — оставим это специализированным изданиям и студенческим конференциям. Мы же пришли в интернет, чтобы смотреть картинки, в конце концов.

Вот вам первое имя, и конечно же, из Петербурга. Александр Дашевский ― «молодой и перспективный» как как говорит нам первая же ссылка в поиске. Художник без художественного образования: окончил экономический факультет Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, затем учился на искусствоведческом факультете в институте имени Репина. Как говорит сам Александр, «Бог миловал получить художественное образование в наших ВУЗах». Хотя это всё же резко — живописи Дашевский учился у художника Михаила Иванова.

id940-1

Александр Дашевский

Арт-публика узнала о Дашевском в 2000 году, когда художник представил серию картин «Недвижимость» — там он впервые обращается к теме непарадной архитектуры Петербурга. Не спешим унывать: в его работах мы не увидим затасканных сентиментальных пейзажей и грязно-желтых дворов-колодцев. Весь этот туристический аттракцион художник оставляет позади и привлекает наше внимание к образам, знакомым каждому соотечественнику, вне зависимости от места жительства.

id940-2

Серия 504, 2010-й год

Это даже не образы, а конкретные здания, мимо которых мы ежедневно ходим, в которых выросли и до сих пор живём, но привыкли не замечать или вовсе закрывать на них глаза. Типовые застройки советского периода, гаражи, коммуналки, новостройки — весь этот мир постсоветского пространства, мир, в котором мы существуем. У нас не возникает желания остановиться на минуту и полюбоваться отблесками вечернего света в окнах типового дома 128-й серии. А Дашевский остановился. Остановился и, будто потянув за рукав находящегося рядом друга, заставил зрителя поднять голову и присмотреться.

id940-3

Каркас дома, 2009-й год

Благодаря искусствоведческому образованию Александр Дашевский пишет об искусстве не хуже, чем рисует. Так происходит не всегда, поэтому необходимо воспользоваться случаем услышать о творчестве от самого мастера. Читать его — большое удовольствие, в чём вы сами можете убедиться, заглянув в его колонку на АРТ1.

Зачем изучать и любить эти архитектурные сооружения? В отношении этой архитектуры накоплена большая интеллектуальная инерция, и преодолевать ее в умах современников еще предстоит. Вне зависимости от значения советского модернизма для мирового архитектурного процесса, хотелось бы отметить очевидное. На фоне всех этих дворцов культуры, театров, исполкомов, жилых массивов, детских садов, автобусных вокзалов, прошел небольшой кусок моей жизни и более существенный — моих родителей, дедушек и бабушек.

id940-4

Классический интерьер, 2008-й год

Тема заброшенной реальности продолжает жить в его последующих выставках. Потрясающая работа с пространством в серии «Бассейны» и распадающаяся картина мира в проекте «Частичные утраты».

id940-5

Бассейн, 2009-й год

Я вменяю себе в обязанность работу именно с этим, лежащим под ногами материалом. Так, в 1998-м году, зацепившись взглядом за четыре окна в типовом доме в типовом районе, я вышел к проблеме советского архитектурного модернизма, его места в культуре, его системных решений и градостроительной романтики в смеси с вездесущими недоделками и мелким дискомфортом отдельного человека, социологии современных ее обитателей. Длинный путь от пули, ржавеющей в стене бассейна, попавшего в зону боевых действий, до бассейна как символа покоренного времени и управляемого будущего был проделан в серии Swimming pools. В последнем по времени проекте «Частичные утраты» я пытался пластически передать ощущение от современного раздерганного недоверчивого российского сознания. Сознания, в котором плавают куски старых и новых мифов, несистемных фактов, разрозненных вещей.

id940-6

Почтовые ящики, 2013-й год

Живопись Александра Дашевского критики сравнивают с Хокни и Хоппером, отмечая её некую холодность и отстранённость. Такая характеристика не является минусом, это скорее попытка причислить художника к уже известным мастерам схожего направления и стиля, попытка определить его место в истории искусства. К тому же, этот холод и пустота пространств внутри его произведений под взглядом зрителя наполняются теплом воспоминаний, ассоциаций, истории. Таким образом, даже неосознанно вкладывая туда частицу себя, становится невозможно разорвать эту связь с изображением.

Сам художник отмечает, что ему близок немецкий реализм Нео Рауха и Питера Дойга, а серия «Бассейны» и размышления о способах изображения пространства вдохновлены его любимым художником Дибенкорном.

Меня всегда раздражал зазор между непосредственными изменениями, которые происходят вокруг и российским современным искусством. Жизнь, хмуро разливающаяся вокруг, оказывается чаще всего, не вхожа на выставочные площадки. Важный пласт новейшей истории и связанной с ним визуальностью лежит неотрефлексированный, слипшийся в один комок, а современный российский художник, как послушный Пятница, продолжает кроить свое искусство и карьеру по лекалам воображаемого Робинзона. Естественно, это привело к разрыву искусства и зрителя, который, при всем желании не может узнать себя ни в зримой части произведения, ни, тем более, в вычурном послании, изложенном жеманным языком.