Внутри проекта: Лентач

Мы продолжаем исследование российских интернет-изданий, и в этот раз нашей жертвой стал, пожалуй, самый скандальный паблик во «ВКонтакте».

«Лентач» — это старое сообщество «Ленты.ру». Год назад, 12-го марта, когда сменился практически весь состав редакции «Ленты.ру», команда «Лентача» также сменилась — им стали управлять его же читатели. На вопросы отвечал бывший выпускающий редактор паблика Андрей Буланов.

id862-1

Расскажите о начале вашего пути. Кто всё придумал, какие были сложности?

После увольнения Галины Тимченко и назначения главредом Алексея Гореславского сообщество во «ВКонтакте» «Лентач» больше не имеет никакого отношения к «Ленте.ру». Тимченко предпоследним своим распоряжением вывела паблик из подчинения издания, он перестал быть официальным. Новый главред «Ленты.ру» заявил, что не собирается претендовать на сообщество и каким-то образом пытаться его забрать обратно в подчинение редакции новой «Ленты.ру».

Об истории «Лентача» сказано в одной из глав книги, посвященной бывшей «Ленте.ру»:

В последний день старой «Ленты» было принято решение отдать паблик читателям. Тот самый чатик, который помогал в создании картинок, объявили новыми ведущими; Валера Марков — к тому времени уже Марк Шейн, поскольку первый профиль его был забанен — стал администратором сообщества, то есть главным. Читатели, предоставленные сами себе, решили заняться тем же, чем занимались и мы, — постить новости со смешными картинками. И картинки у них выходили смешнее. Я не знаю, почему «Лентач» пережил «Ленту», и уж тем более не знаю, как это повторить. Но мне кажется, что будет забавно, если простейшие навыки общения с информацией пойдут в народ. То есть сейчас «Лентач» пытается заниматься написанием несложных новостей, переводом иностранных статей и прочим. Если угодно, то можно назвать «Лентач» СМИ с открытым исходным кодом. Которое любая группа активных и заинтересованных людей сможет при желании повторить.

Как вы оцениваете текущие взаимоотношения СМИ и власти в России. Сталкивались ли вы с цензурой или давлением?

Нет, конкретно я не сталкивался с цензурой и давлением. Мне никто не угрожал, я не получал анонимок, сообщений в соцсетях с угрозами и тому подобное. Текущее взаимоотношение СМИ и государства — это безусловно патология. Подавляющее большинство СМИ подконтрольны государству, они выполняют совершенно конкретный госзаказ на ту или иную пропагандистскую установку. Часть из них даёт вообще только одну точку зрения, удобную власти. Другие, в основном крупные, информагентства дают на своих сайтах более полную картину, но при этом сознательно снижают значение некоторых инфоповодов и выпячивают значение других, выгодных властям. Например, ты можешь зайти сейчас на главную РИА Новостей, а потом ради интереса зайти на ресурс «Медиаметрикс». У РИА висит уже пол дня «Штаб ДНР: «дебальцевский котел» замкнут» — про успехи армии ДНР, в то время как весь интернет обсуждает ультиматум Меркель Путину и шумиху вокруг отказа депутатов и ЕСПЧ от антикоррупционной инициативы Навального.

И эти, действительно острые обсуждаемые в сети, новости тоже есть в ленте тех же РИА Новостей, но их сайте  надо ещё покопаться, чтобы их найти.

Это касается интернет-изданий. Я не говорю про телевидение. То, что происходит там, просто ужасно. Все эти сеансы ненависти, замаскированные под политические ток-шоу, сюжеты про «распятых мальчиков», мертвечина, поданная людям к ужину, то есть к вечерним новостям — ежеминутная непрерывная и сознательная невротизация зрителей. От всего этого очень страшно за своих родственников, которые это смотрят, за родителей, а особенно за людей твоего поколения, у которых просто отбивают желание думать и сомневаться, заставляя частично принимать на себя эту агрессию и разделять, впитывать её, а затем носить в себе. Это то, что я вижу, и это картина, которая сознательно подается человеку российскими СМИ. Несомненно, делается это с ведома и по заказу государства, которое у нас (прямо или косвенно) всеми основными СМИ владеет.

После выхода игры «Многоходовочка» и истории с Шарли  нас стали проверять на экстремизм. (прим. Главный редактор «Лентача» Марк Шейн ответил нам следующее: «По поводу «Многоходовочки»: ещё не всё завершилось, проверка генпрокуратуры ничего не выявила. МВД что-то колупается»).

Где для вас пролегает граница самоцензуры? От размещения каких материалов вы отказывались и почему?

На «Лентаче» нет ни самоцензуры, ни вообще какой-либо цензуры. Ограничения иногда выявляются сами собой, их накладывает сам формат. Дело в том, что «Лентач» выпускает обычно не больше 15 новостей в день. Вместе со сводками, которые выходят в 12 и в 18 часов, набегает максимум 25, а то и меньше. А повестка дня обычно включает в себя куда больше инфоповодов, поэтому отбор бывает иногда довольно жёстким, и полная картина дня может не уместиться на 100%.

Расскажите о ваших источниках информации? Только ленты информагентств? Есть ли у вас инсайдеры / информаторы? Оплачиваются или не оплачиваются?

Источники практически все открытые: это сайты информагентств, Твиттер, интересные эксклюзивы и журналистские расследования, которым мы можем доверять: например, таких изданий, как «Znak.com», «Новая газета-СПБ». Здесь ничего особенного нет. Просто  если мы пишем про Украину (а про неё мы пишем нечасто), то обязательно находим подтверждение произошедшему в украинских СМИ. Если мы видим, что вторая сторона не подтверждает то, о чём говорится в материале другой стороны, то не даём этот материал, потому что велика вероятность выдать очередной фейк про тысячу уничтоженных из автоматов танков противника или канадских морпехов под Лисичанском, вооруженных мачете.

Расскажите о финансировании издания.

Не было никакого финансирования. Вот просто вообще никакого. Бюджет «Лентача» — 0 рублей. Рекламой «Лентач» не занимается, хотя, конечно, предложения были, но все посылались лесом.

Опишите вашего типичного читателя.

Типичный читатель, судя по статистике, это молодой человек от 18-ти до 27-ти лет. Я боюсь ошибиться, но это примерно половина аудитории.

Есть ли сейчас тенденция подражания зарубежным СМИ? Если да, то каким?

Про подражание зарубежным СМИ ничего сказать не могу. Дело может быть не в подражании, а в том, что они банально ушли дальше, и смысл нам тогда изобретать велосипед. Конечно, Euronews дают более полную и объективную картину, чем Russia Today (RT), потому что RT, как и большинство отечественных СМИ, подконтрольны власти.