Первая проблема России

На недавно прошедшем «Оскаре» наша единственная надежда, «Левиафан», остался в дураках, проиграв польскому фильму «Ида». Постепенно улеглись все разговоры о Звягинцеве, о русской душе и водке. Теперь можно и жить не «Левиафаном» единым, а например, обратить внимание на похожее кино, коим является фильм «Дурак» молодого режиссёра Юрия Быкова.

id660-1

Россия. Провинция. Главный герой, слесарь-сантехник и студент-заочник строительного вуза, приезжает по вызову в общежитие чинить лопнувшую трубу и обнаруживает огромную трещину, проходящую сквозь всё здание, где живёт 800 человек. Герой понимает, что дом может рухнуть в любой момент, и нужно срочно спасать людей.

На момент публикации материала «Дурак» занимает 181-е место в Топ-250 КиноПоиска, и для такого рода картин подобные рейтинги необычны, но разберёмся в причинах успеха. «Дурак» сам по себе не существует, а есть только на фоне «Левиафана». Об этом в своих отзывах писали кинокритик Антон Долин, журналист Олег Кашин, журнал GQ, говорили о двух фильмах в своих любительских рецензиях пользователи КиноПоиска, не говоря уже о многочисленных дискуссиях в соцсетях. Но сравнивать эти две картины можно лишь по нескольким параметрам: практически одновременное появление в прокате, совпадение в жанре и схожести в сюжете. На этом сопоставление двух совершенно разных фильмов можно и закончить, но некоторые увидели в картине Быкова больше смыслового содержания, логики, сюжета и актёрской игры. Во многом это заслуга известного блогера Евгения Баженова (BadComedian), снявшего хвалебный пятиминутный отзыв на «Дурака». Позже он очень предвзято раскритиковал «Левиафан», уделив ему целый час своего обзора, который потом удалили в связи с нарушением авторских прав, но господин Баженов повернул ситуацию в удобном ему ключе и заявил, будто обзор удалили по причине того, что его мнение не понравилось создателям фильма. Фанаты блогера нещадно ругали «Левиафан» и расхваливали «Дурака». Стоит признать, что широкого упоминания и обсуждения фильма Быкова не состоялось, если бы не картина Звягинцева. Критиковать «Левиафан» начали все и это стало модно, а на контрасте нужен был другой фильм с такой же социальной направленностью — вот тут и понадобился «Дурак». По сути, не будь «Левиафана», не заговорили бы о «Дураке».

id660-2

О чём же собственно фильм молодого и амбициозного режиссёра Юрия Быкова, который решил делать в своем творчестве ставку на социальное кино? Как и в предыдущей картине «Майор», режиссёр вновь говорит о прогнившей системе, коррумпированности чиновников и о людях, которые страдают из-за всего этого. Однако глядя на страдающих не очень-то и верится, что Быков испытывает сострадание или симпатию к ним — скорее, он их оставляет на произвол судьбы. И даже изобразил он их слишком вычурно: алкоголики, бьющие своих жён и детей, подростки-наркоманы, бывшие зеки, немощные старики и инвалиды — больше в доме никто не живёт. Чиновники же весьма странные люди у режиссёра. Узнав о проблеме, они не пошли сразу проверять дом или посылать нужных туда людей. Немного потупив, большие дяденьки с тётей-мэром решили устроить «12 разгневанных мужчин» с разговорами о том, кто сколько наворовал и сколько дач успел понастроить. Обличение, мягко скажем, не удалось.

Кроме власти и алкоголиков из общежития в картине есть семья неравнодушного сантехника, живущая очень скромно. Мать и жена пилят его и постоянно говорят, что лучше потратить деньги не на образование, а на взятку для повышения в должности или на семью. Отец же полностью понимает сына, ведь он такой же «дурак», только со своими заморочками. Например, каждый день подростки во дворе ломают скамейку, и каждый день отец прогоняет их и чинит её — явная аналогия с Сизифом.

id660-3

«Дураком» называют героя чиновники, мать с женой и жители того дома с трещиной. На то есть причины. Простой, смелый и честный сантехник рвётся помочь людям, стремится к справедливости, пытается очеловечить чиновников, но остаётся без поддержки и понимания, разве что отец однажды попросит прощения у сына за то, что не научил его жить правильно и не быть «дураком». Проблема в том, что такие «дураки» никому не нужны. И без них тошно. Живи себе тихо, не лезь в чужие дела, может, и проживёшь дольше и близких не втянешь в проблемы. Возможно, так и нужно жить сейчас в России. Наивных «дураков», верящих в справедливость и мир во всём мире, ждёт фиаско. И грустно за «дурака», надеющегося спасти треснутую Россию, именно такую, с алкоголиками и наркоманами, нищими и бедными.