Современное искусство: Ирина Дрозд

Времена, когда мир не знал женщин-художников, давно прошли, прекрасный пол отвлёкся от плиты и встал к мольберту. Хотя для некоторых людей это явление так и осталось либо незамеченным, либо нарочно игнорируемым. Внесём же свою маленькую лепту в исправление этой ситуации.

id1314-1

Ирина Дрозд

Ирина Дрозд — петербургская художница, родилась в 1983-м году. Рисовала с незапамятных лет: образование началось с художественного училища и завершилось питерской «Мухой» aka Академией им. Штиглица. Наследие академической школы чувствуется в мастерстве и технике, так что излюбленное скептическое «и я бы так нарисовал» тут не прокатит. Участница известной петербургской студии «Непокорённые».

Одна из частых тем — дети и их мир. Нужно отметить, что детский портрет является одним из самых сложных в передаче характера. Существует тонкая грань между изображением гротескного напускного ужаса и слащавого фарфорового пупса. У Ирины Дрозд идеально получается балансировать между этими крайностями, показать в одном взгляде внутреннее ощущение детского сознания и его конфликтность с внешним окружением. К тому же это не портреты ради портрета — работы художницы чаще всего очень социальны, с легко считываемым сообщением; тут не придется гадать «что же хотел сказать автор».

id1314-2

RedOx installation

id1314-3

Девочка и эльф, 2014-й год

Две самые известные «детские» серии — «Конкурс красоты» и «Я знаю, что вы делали в 13 лет». В обоих случаях образы на картинах оставляют чувство тревоги, будь то красивые куклы в платьях или подростки в подъезде. У детей из «Конкурса красоты» говорящие позы и глаза — с одного взгляда можно почувствовать и понять отношение ребенка к происходящему на картине, за её пределами и внутри самого себя. Белые хрупкие фигуры на сплошном красном фоне выглядят словно жертвенные агнцы. Детские портреты поднимают недетские вопросы: о самоидентификации, объективации детей, о взрослении без детства.

id1314-4

Конкурс красоты, 2011-й год

id1314-5

Конкурс красоты, 2011-й год

id1314-6

Конкурс красоты, 2011-й год

id1314-7

Конкурс красоты, 2011-й год

id1314-8

Конкурс красоты, 2011-й год

id1314-9

Конкурс красоты, 2011-й год

Ещё больше затрагивается тем в работах «Я знаю, что вы делали в 13 лет». Здесь есть всё: любовь, ненависть, поиск себя, надрыв чувств и эмоций, детская жестокость, порой не уступающая взрослой. Невозможно остаться равнодушным и не вспомнить себя в этом возрасте, с первыми влюбленностями, предательствами, интригами, слёзами в подушку, скандалами дома и безоговорочной уверенности в важности всего происходящего. Кажется, Ирина Дрозд и правда знает, что мы делали в 13 лет.

id1314-10

Я знаю, что вы делали в 13 лет, 2015-й год

id1314-11

Я знаю, что вы делали в 13 лет, 2015-й год

id1314-12

Я знаю, что вы делали в 13 лет, 2015-й год

id1314-13

Я знаю, что вы делали в 13 лет, 2015-й год

id1314-14

Я знаю, что вы делали в 13 лет, 2015-й год

id1314-15

Я знаю, что вы делали в 13 лет, 2015-й год

Почти в каждой рецензии Ирину окрестили «детским» художником, однако у неё есть и другие, не менее интересные проекты, инсталляции и даже перформансы.

Люди в портретах «Стерильная чистота» закутаны в полиэтиленовую плёнку; под ней можно разглядеть в их руках телефоны и ноутбуки. Плёнка символизирует отдаление людей друг от друга посредством общения через социальные сети. Как запаковываются предметы в пластиковые пакеты, для сохранения их чистоты, так запакованы люди и чувства. По словам художницы, понятие душевной чистоты воспринимается искривлённо, это уже не сострадание, отзывчивость и восприятие чужого, напротив, «чем меньше меня тронут, тем чище я буду».

id1314-16

Стерильная чистота, 2012-й год

id1314-17

Стерильная чистота, 2012-й год

На выставке 2012-го года стены всё в галерее было покрыто полиэтиленом, включая и саму художницу. Она сидела в углу комнаты с ноутбуком, словно живая копия одной из своих картин, и общалась с посетителями только посредством интернета через «Скайп».

id1314-18

Стерильная чистота, 2012-й год

Не первый раз приходится говорить о художниках, ищущих новые способы представления всем уже известного архитектурного достояния Петербурга и отхода от открыточных видов. Но если например Александр Дашевский поворачивается в сторону совершенно непривычных видов спальных районов, то Ирина Дрозд берёт центральные сооружения и создаёт для них иную реальность в проекте «Другое измерение». Здания выдернуты из контекста и помещены в практически монохромное пространство вечной зимы. Оторванность от привычного окружения заставляет взглянуть на сооружения с новой точки зрения и самому почувствовать себя вне этого мира. Смотря на картину, можно физически ощутить эту атмосферу пустого внутреннего пространства, наполненного холодным морозным воздухом.

id1314-19

Другое измерение, 2012-й год

id1314-20

Другое измерение, 2012-й год

id1314-21

Другое измерение, 2012-й год

id1314-22

Другое измерение, 2012-й год

id1314-23

Другое измерение, 2012-й год

Сложно в одну статью уместить все сферы творчества Ирины Дрозд. Сильно разнится как тематика её работ (оцените сами: помимо портретов и архитектуры художница писала серию работ животных на забой, суровых воюющих мужчин, гипсовых пионеров с отбитыми головами и так далее), так и жанры: кроме живописи и графики Ирина Дрозд создаёт различные объекты, инсталляции и, как уже упоминалось, перформансы.