Русское кино: Иван Твердовский

Иван И. Твердовский — молодой режиссёр, известный по лентам «Словно жду автобуса», «Собачий кайф» и «Класс коррекции». Последний фильм взял призы на «Кинотавре» и в Карловых Варах, а также участвовал в более чем сорока международных фестивалях. «Воскресенье» побеседовало с режиссёром, которого сравнивают с Ларсом фон Триером.

id1285-1

Какими проектами вы заняты на данный момент?

Написал сценарий сам, «Зоология» называется, осенью приступлю к съёмкам. Сейчас заканчиваю большой документальный проект, которым занимаюсь уже полтора года — «На дорогах будет туман».

«На дорогах будет тутан» — это история про сотрудников ДПС. Там несколько разных историй, переплетённых одной нитью: как в России дорожная инфраструктура являет собой своего рода огромный Стикс, где Харон — это непременно сотрудник полиции.

«Зоология» — игровой проект, написанный мной самим не от хорошей жизни. Я долго искал соавтора, человека, который способен вступить в историю и дополнить её. Пробовал писать с несколькими сценаристами, но всё это было не туда. История поворачивала в другую плоскость, более лёгкую и простую. Здесь это плохо, не даёт требуемой лаконичности, а только упрощает замысел. [Это] история женщины 53 лет, сотрудницы бухгалтерии зоопарка. Однажды у неё появляется хвост, и она идёт в районную поликлинику. С точки зрения контекста, для меня это в первую очередь социальная критика на нашу медицину и систему здравоохранения.

Сама кинокритика погибла в этой стране, ещё когда я учился в школе.

Как режиссёр вы часто идёте на компромиссы? В каких случаях?

Я могу пойти на производственные компромиссы: заменить, например, элементы декорации из дорогих материалов на более дешёвые. Могу спорить с артистами и найти с ними компромисс, потому как мне важен личностный подход актёра к персонажу. Но вот отказаться от замысла — это невозможно. Если я 100% знаю, что здесь нужно так — будет так. Разговора не будет.

Про что вы совершенно точно не будете снимать кино?

Вообще не знаю. Пять лет назад я себе говорил, что никогда не буду снимать про ментов. Сейчас я в монтаже фильма. Он про полицию.

Как вы можете охарактеризовать свою аудиторию? Для кого снимаете фильмы?

Это самый трудный вопрос для меня. Я социофоб, эгоцентрик и истеричка. У меня мало друзей, потому как общаться со мной трудно. То же самое, наверное, касается и моих фильмов.

Получаете ли вы непосредственную обратную связь от простого зрителя, например, в кинотеатре, киноклубе или после какой-нибудь лекции? Что обычно спрашивают и говорят?

Я стараюсь обращать внимание на те вопросы, в которых человеку важно то, о чём я не думал при создании фильма. На всё остальное я ответил сам себе уже в процессе. Но часть нашей профессии — это общение со зрителем, прессой. Не надо злиться, когда тебя в 1 000 раз за день спрашивают, например, почему Антон бросил Лену? Нужно каждый раз как в первый отвечать человеку спокойно.

Как вы воспринимаете критику ваших фильмов? Важны ли рецензии кинокритиков для вас?

Сама кинокритика погибла в этой стране, ещё когда я учился в школе. Раньше кинокритик подробно анализировал фильм и копался в его психологических нюансах, это печаталось в популярных журналах и газетах. Режиссёр через такие статьи проводил работу над ошибками, анализировал сам себя и смотрел со стороны. Сегодня такого нет. Только анонсы, премьеры, прокат, фестивали. Даже «Искусство кино» сегодня пишет о том, как режиссёр Волков трахнул на фестивале в Каннах актрису Овечкину. Иногда это правда интересно.

id1285-2

Есть ли такие режиссёры, которыми вы восхищаетесь больше всего? С кем хотелось бы сотрудничать в дальнейшем?

Раньше были. Сегодня я вообще не понимаю, где границы режиссуры. Иногда видеоблог парня из Белоруссии интереснее конкурсной программы «Кинотавра». Нет, я не сноб, просто интересно наблюдать за чем-то живым. Игровое кино умертвляет. В документальном как-то проще проснуться к жизни, что ли.

Повсюду твердят, что российское кино в глубоком кризисе, хотя сейчас каждый год появляется много новых имён, свежих картин, идей. А для вас наше кино в кризисе? И если он есть, то в чём главная проблема?

Я не могу анализировать за всех, разбирать на какие-то стадии кинопроизводство, вообще как-то оценивать. Этим занимаются какие-то крупные агентства, они пишут что-то, получают за это большие деньги. Я могу только попасть в какую-нибудь историю и проиллюстрировать на экран, что я в этой истории увидел.

О чём сегодня нужно снимать кино в России?

О том, что интересно. Причем не надо географически делить на регионы, страны. Я тут ездил недавно в Непал, ещё до той катастрофы, которая произошла. Так вот почти ни одно место, которое мне понравилось, не осталось целым, погибли люди. Это может произойти почти в любой точке Вселенной.

Каким вы видите будущее российского кинематографа через 5-10 лет? И какое место отводите себе в этом будущем?

Я надеюсь, я буду через 10 лет снимать кино. Ну или я хотел бы сейчас, чтобы через 10 лет я снимал кино. Но трудно сказать, что будет через месяц. 10 лет назад я учился в 11 классе школы, катался на велике, ходил в тренажёрку и хотел в 23 года жениться.

Что важнее: ориентированность на потребителя или подход к кино как к искусству?

Легко считать, что режиссёры могут сегодня заниматься искусством, а завтра наснимать что-то для потребителя. Я снимаю движущиеся картинки, и хрен его знает, каким образом и как они классифицируются.

Как вы относитесь к пиратству и к антипиратскому закону? Сами скачиваете фильмы?

Я ценю труд других людей. Он, бывает, очень дорого стоит, и мне действительно стыдно, когда я смотрю бесплатно чьи-то фильмы. Я делаю это только тогда, когда я не могу найти, где посмотреть кино за деньги. Почему за туалетную бумагу, которой мы подтираем говно, мы исправно платим, а за труд других людей нам жалко заплатить несколько десятков рублей?

id1285-3

Что думаете о краудфандинге? Собираетесь ли прибегать к таким методам поиска финансирования?

Была сейчас жёсткая ситуация с документальным фильмом. У нас не было одно время денег на продолжение истории и постпродакшн, завершение фильма. Я ознакомился с условиями крупных краудфандинговых платформ, как в России, так и в Европе — везде в условиях было отчуждение определённой суммы ребятам, которые придумали этот ресурс. Тогда я подумал: какого хрена эти парни будут забирать деньги, которые другие парни пожертвовали мне на кино? Мне стало это неинтересно. Сейчас мы нашли спонсоров и заканчиваем фильм. Ну в жопу такой краудфандинг!

Чем вы занимаетесь в свободное время? Есть хобби, не связанное с профессией?

Я очень люблю путешествовать. Режиссура, кстати, очень крутое в этом плане подспорье! Я никогда не получал столько бесплатных возможностей слетать в другие концы планеты. Ты снял кино 2 года назад, ещё 3 года тебя приглашают на разные фестивали во всех уголках мира. Тебе оплачивают перелёты и проживание. Что может быть лучше?

Есть ли какое-нибудь литературное произведение, которое вы хотели бы экранизировать?

Я очень люблю роман Толстого «Воскресение». Я перечитывал его не так давно, когда близкого друга на полтора года посадили в колонию-поселение. Такое дикое количество совпадений и пересечений. Круто, когда ты дружишь с абсолютными прототипами Масловой и Нехлюдова. Это поразительно!

А какую литературу любите и какие любимые писатели? Какие книги прочли за последний месяц?

Я, как и все мы, очень мало читал в детстве. По большей части в кратком содержании, сдавал сочинения, рефераты и забывал напрочь произведения классической литературы. Поэтому периодически, к своему стыду, я читаю то, что не успел нормально и полноценно прочитать. Я переехал в съёмную квартиру недавно, где весь балкон был завален коробками с книгами. В доме жили сотрудниги одного из крупных издательств иностранной прессы в СССР. Так вот владелица квартиры, пожилая женщина, попросила не выбрасывать книги. Я начал перебирать коробки, складывать аккуратно книги в шкафы и открыл для себя целый мир. У меня на очереди Oliver Twist, or The Parish Boy’s Progress Диккенса в оригинале на английском, 56 года издания. Вот это правда круто!

Прочитав множество ваших интервью, я не нашёл вопросов с вашими музыкальными предпочтениями. Что любите слушать? Чем вдохновляетесь из музыки?

Я всеяден, на самом деле. В машине слушаю радио, в основном это Maximum. Больше сейчас, наверное, поп-рок люблю. В плеере сегодня Röyksopp.

Если бы не кино, то чем бы вы занимались сейчас?

Я не знаю. Я настолько ничего не умею делать, что я бы очень сильно переживал, если бы мне не предлагали снимать. Хотя я мог бы что-то на площадке делать, вторым режиссёром вряд ли, но в группе я бы нашел себя кем-нибудь. Кастинг-директором например. У меня много знакомых актёров.

Что для вас будет высшей наградой и достижением в творчестве?

Наверное, если у классной руководительницы моего внука в спальне будет висеть постер моего фильма. Это было бы здорово! Причём важно, чтобы внука. Тогда, значит, я останусь на этой поверхности чуть дольше, чем моё тело. Ну а если не о тщеславии, то просто если я так же, как и сейчас, в 80 лет буду кайфовать от того, что я делаю.

id1285-4

По вашему мнению, какое самое большое несчастье для режиссёра?

Как и для любого человека другой профессии. Для меня это потеря близких людей и детей. Я не могу видеть людей, которые потеряли своих детей или внуков. Мне больно и немного стыдно перед ними.

С какого фильма или режиссёра началась ваша любовь к кино? И какое кино пробивает вас на слезу, заставляет выплеснуть эмоции?

Началось всё с Триера. Это, наверное, был первый человек, к фильмам которого я начал относиться не просто как к фильмам.

Что из советского кино любите, смотрите?

Я недавно пересматривал «Иваново детство» Тарковского и «Калину красную» Шукшина. Они учились на одном курсе, их знал весь СССР. Но один почему-то попал в историю мирового кинематографа, второй остался в сугубо национальном поле. Мне было интересно посмотреть подряд именно эти два фильма, они оба военной тематики. Плюс «Иваново детство» — самый, наверное, жанровый фильм Тарковского. На многие вопросы для себя ответил. Посмотрите именно в такой последовательности.

Что смотрели из последнего? Что впечатлило?

Женщина, которая была мне очень близка когда-то, снялась в топовом проекте ТНТ. Она теперь медийная актриса, и я решил посмотреть сериал. Я рад, что всё плохое и ненужное уходит в прошлое, а всё нужное и важное остаётся вне времени.

Как вы оцениваете нынешнее состояние кинообразования в России? Что эффективнее: киновузы или курсы, киношколы?

Я не знаю. Тут нет разницы, ВГИК это или какие-то курсы, всё зависит от мастера и педагога, того, кто тебя вводит в профессию. Иногда и во ВГИКе, где учат 5 лет и выдают диплом мастера, появляются на занятиях раз в год, а студенты пишут сценарии про опадание осенних листьев. Это неизбежно, если нет рядом, постоянно рядом, твоего человека, которому ты когда-то подражал или которым восхищался. В моём случае это был Алексей Учитель.

Что бы вы порекомендовали молодым людям, которые хотят снимать кино, но не знают, с чего начать?

Не снимать тогда. Значит, ты не хочешь. Если человек что-то хочет, он делает, так организм устроен. Я очень иногда жалею о тех действиях, которые совершаю. Но если их не совершать, не будет опыта, и я понимать даже не буду, что это, о чём, как и про что. Если ты не поцелуешь девушку первым, она поцелует другого. В этой стране очень много режиссёров. Каждый день я встречаю толпы людей, каждый из которых называет себя режиссёром. Кино снимают не все.

Напоследок слегка странный вопрос, но всё же: если бы у вас осталось времени отснять лишь один фильм, последний, то про что было бы это кино?

То, которым я сейчас занимаюсь. Было бы странно, если бы я делал что-то одно, а мечтал снимать другое. Это так не работает. Каждая новая история для тебя может быть последней. В жизни очень мало времени.