Политический эскапизм

«Vote as you please, but please vote», — гласит лозунг на старых американских плакатах времен суфражисток, который становится зеркалом нынешних российских реалий. Дело не только и не столько в том, что люди перестают голосовать. Они перестают осознавать себя и общество как часть единой политической системы государства. В сознании большинства представителей современной молодёжи сложилось восприятие политической жизни страны как некоего совершенно не связанного с обществом института. Это ведёт к тому, что люди отстраняются от политики, не интересуются принимаемыми решениями, не дают им оценки. Это явление принято называть «эскапизмом». Толковые словари определяют эскапизм как уклонение от участия в общественной жизни, аполитичность. Политологи используют для этого явления термин «политический абсентеизм».

Причины эскапизма кроются в том, что люди перестают осознавать логическую связь между условиями собственной жизни и политической ситуацией в стране. От принимаемых в стране политических решений зависит очень многое, начиная от свободы и возможности выражения своих идей и мыслей и заканчивая тем, что мы съедаем на завтрак, обед и ужин. Эти вещи довольно очевидны, но далеко не все осознают их, воспринимают как реальность. «Единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ», — эти слова для многих звучат как красивый, но весьма декларативный лозунг, ничего за собой не несущий. Из-за недоосознания своей роли в политической системе люди занимают пассивную позицию, не считая, что они в состоянии что-либо изменить в стране, и, что самое страшное, не испытывая в этом потребности.

id1197-1

Беспорядки 1968-го года во Франции

Среди проявлений политического абсентеизма преобладает либо полный уход от политической действительности, либо необдуманное принятие наиболее простой и навязанной окружением и СМИ позиции. В любом случае человек начинает уклоняться от необходимости мыслить и осознавать, давать оценку тем решениям, которые принимаются представителями власти. Эти решения не вызывают в нём ничего, кроме полного безразличия.

Как ни странно, большое распространение эта проблема приобретает в кругах молодёжи. Майские события 1968-го года в Париже, начавшиеся со студенческих демонстраций и закончившиеся уходом Шарля де Голля в отставку, — пример того, что вряд ли может произойти в современном российском обществе. Сейчас студенты в России не являются ни сосредоточением свободомыслия и желания перемен, ни представителями юношеского максимализма. Большинство из них заняли пассивную политическую позицию.

Два главных вопроса, которые возникают в этом контексте: почему так происходит и почему это плохо?

Если задуматься, основной причиной такого явления, как эскапизм, является поиск постоянного комфорта, причём комфорта для мысли. Людям не хочется тревожить себя размышлениями о политике в «и без того неспокойном мире».

Потребность в такого рода комфорте может формироваться в человеке самостоятельно либо быть навязанной, воспитанной в нём окружением. Желание многих родителей, чтобы ребёнок жил беспечной жизнью, гиперопека порождают в конечном счете взращённое с детства аполитичное поведение человека, нежелание лишний раз брать на себя ответственность за высказанную оценку, принятое решение.

С другой стороны, постоянная потребность в комфорте вызвана тем, что наша душевная организация во многом находится под влиянием общества потребления. Об этом писал ещё Олдос Хаксли в романе «О дивный новый мир», где изображено общество, чья культура близится к примитивности, и люди отказываются от рефлексии и самоосознания в пользу эфемерных удовольствий и наслаждений. Современное общество по своей сути недалеко ушло от антиутопии Хаксли, и эскапизм является одним из проявлений предания духовности ради сиюминутных радостей.

id1197-2

© https://www.flickr.com/photos/51450492@N07/

Исследования факультета политологии СПбГУ, опубликованные в сборнике Центра эмпирических исследований СПбГУ под редакцией Г.П. Артёмова, подтверждают тот факт, что к абсентеизму в основном склонны люди, чьи условия жизни за последние пять лет улучшились. Таким образом, получив опредёленную долю комфорта в повседневной жизни, активное выражение гражданской позиции в этих людях сменилось пресыщенностью.

Ещё одной важной причиной развития абсентеизма является общество, которое никак не осуждает такую модель поведения. Люди не находят ничего постыдного в том, чтобы избегать обсуждения злободневных политических вопросов и даже открыто признавать свою незаинтересованность в них. Хотя довольно очевидно, что человека, не интересующегося политическими событиями, происходящими в его стране и мире, можно назвать в определённой степени ограниченным.

id1197-3

© https://www.flickr.com/photos/intermundia/

Значительное влияние на развитие политического абсентеизма среди молодёжи оказывает информационная неопределённость. Если в прошлом формированию политической позиции граждан препятствовал недостаток информации, то сейчас её обилие не позволяет среди многообразия источников выбрать те, которым человек может доверять. События политической жизни страны в силу их глобальности и особой значимости освещаются через призму определённых политических убеждений. В результате трудно найти источник информации, который сможет осветить события действительности без оттенка пропаганды и политической предубеждённости. Столкнувшись с этой проблемой, люди, не желающие тратить часть своего времени в поисках источников, которым они смогут доверять, идут по пути наименьшего сопротивления и либо перестают интересоваться предоставляемой информацией о событиях политической сферы, либо безоговорочно принимают позицию первого попавшегося СМИ.

Есть и обратная сторона медали. Исследования политического поведения, проведённого факультетом политологии СПбГУ, показали, что одной из частых причин абсентеизма является ощущение бессмысленности личного участия в принятии политических решений. В данной ситуации, однако, имеет место не отсутствие интереса к политической судьбе страны вообще, а скорее некая политическая апатия, разочарование в осознании собственной роли. Но даже такой абсентеизм опасен, ведь со временем он превращается в полное безразличие, и его последствия в принципе не отличаются от вышеописанных форм.

id1197-4

© https://www.flickr.com/photos/20419691@N00/

Почему это плохо?

Каждый разумный человек испытывает потребность в том, чтобы быть свободным. Не анализируя политическую ситуацию в стране, мы становимся несвободными, мы позволяем определять ключевые моменты нашей жизни другим людям, не совершая даже попытки личного участия.

По данным ЦИК, опубликованным в Российской Газете 15 сентября 2014 года, явка на выборы губернаторов в сентябре 2014 г. составила 42 %. Это означает, что больше половины населения готово доверить решение своих повседневных проблем абсолютно незнакомым и неизвестным им людям. Такая безучастность ведёт к застою и стагнации в стране, поскольку невозможно учесть мнения и желания людей, которые их не выражают.

Причем согласно исследованиям, наиболее подверженной политическому эскапизму частью населения являются люди от 18 до 50 лет — то есть наиболее социально активные граждане, которые, казалось бы, должны быть больше всех заинтересованы в благоприятных условиях жизни в нашей стране. Многие действительно недовольны современными российскими реалиями, однако принимать участия в политической жизни они всё же не хотят.