Современное искусство: Антон Тотибадзе

В сравнении с героем прошлого обзора творчество Тотибадзе может показаться очень уж резким поворотом — от Санкт-Петербурга к Москве, от ноющей тоски русской души к богемным застольям и, наконец, от видавшего виды художника-интеллектуала к беспечному дизайнеру, который, вполне возможно, моложе вас. Нужно привыкать к таким художникам: творческая тусовка молодеет с каждым днём, а движение от дизайна к искусству и наоборот уже никого не удивляет.

Очень хочется ограничиться описанием картин, но придется всё же познакомить и с автором: это тот случай, когда личность художника органично дополняет его творчество, подсказывая верное направление мысли.

Если фамилия Тотибадзе кажется вам знакомой, то это необязательно наш сегодняшний герой — Константин и Георгий Тотибадзе (отец и дядя Антона) также довольно известные художники, а сестра Муся с этой же звучной фамилией — начинающая певица, уже имеющая на своем счету один хит. Антон родился в 1993-м году, живёт и работает в Москве. Учился в Высшей академической школе графического дизайна. Начинал как дизайнер и в общем вполне успешно, но в 2011-м году всё же двинул, так сказать, «на большую сцену» и тоже не прогадал. Сейчас на его счету уже несколько персональных выставок, участие в выставке Государственного русского музея в СПб и имя в рейтинге молодых перспективных российских художников The Art Newspaper Russia.

id1160-1

Антон Тотибадзе, фото The Village

Можно использовать очень официальный язык и написать, что художник работает в жанре фигуративной живописи на бытовые темы, а можно просто сказать, что большинство его произведений — это натюрморты с едой. Почему еда? А почему бы и нет: веками художественная традиция использовала изображение всевозможных яств как и просто для обучения мастерству, так и для хитроумных аллегорий — от эротических ассоциаций до тематики бренности бытия. Обратившийся к этой теме в XX веке Уорхолл использовал банки с супом уже для обличения современного общества потребления. Антон Тотибадзе в своем роде тоже наш Питер Клас XXI века — всё-таки очень чувствуется наследие голландских натюрмортов с этим однотонным тёмным фоном, низкой линией стола, яркой цветопередачей и старательным выписыванием объектов. Едва ли он вкладывает большую палитру смыслов в эти изображения, однако от подсознания не уйдёшь, и форма шаурмы в работе «Однажды в фитнес-клубе» вызывает ассоциации с женщиной даже у самого автора. Любители эротического подтекста в XVII веке точно оценили бы.

id1160-2

Питер Клас, Пирог с индюком, 1627-й год

id1160-3

Антон Тотибадзе, День Рождения

id1160-4

Франсиско де Сурбаран, Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой, 1633-й год

id1160-5

Антон Тотибадзе, Однажды в фитнес-клубе

id1160-6

Антон Тотибадзе, Анатолий на грани

Ну и от отображения современной культуры и неких характеристик общества нашего века тоже не избавишься — многие картины напомнят ваши же инстаграммы с завтраками и десертами, а некоторые так и называются («Instagram красавицы», «Instagram чудовища» — а вы уж выбирайте, какой вам ближе и стоит ли призадуматься о количестве фотографий еды в собственном аккаунте).

id1160-7

Антон Тотибадзе, Instagram красавицы

id1160-8

Антон Тотибадзе, Instagram чудовища

id1160-9

Антон Тотибадзе, Instagram чудовища 2

id1160-10

Антон Тотибадзе, Instagram Сергея

Отсутствие какой-либо скрытой символики или сложных аллегорий не мешает картинам рассказывать свои истории, вызывая у зрителя собственные яркие воспоминания. Это происходит в основном благодаря названиям, посвящённым застольям, похмельям, простым серым или праздничным будням. Некоторые натюрморты легко можно представить частью любого ужина любого человека, но всё же большинство из них имеет национальный русский оттенок или даже можно сказать «привкус». И дело не в том, что на столе так часто появляется водка, а в том, как посредством определённого набора продуктов становится возможным рассказать историю о людях, которых нет в пространстве картины. Таковы, например, сюжеты «Как Володька ва-банк пошёл, а Серега блефовал», «Скоро отпустит» или «Мечтатели». Смотришь на картину, читаешь название «Дяда Коля один дома», снова на картину — и думаешь: ну да, всё правильно, это же явно дядя Коля один дома, и видишь дядю Колю, и дом его, и чувствуешь, как он будет проводить этот вечер в одиночестве.

id1160-11

Антон Тотибадзе, Как Володька ва-банк пошел, а Серега блефовал

id1160-12

Антон Тотибадзе, Скоро отпустит

id1160-13

Антон Тотибадзе, Мечтатели

id1160-14

Антон Тотибадзе, Дяда Коля один дома

Несомненный плюс современного искусства — доступность достоверной информации из первых уст. И этим нужно пользоваться. Обращать внимание на личность автора, читать и слушать, что он сам говорит о своем творчестве. Антон человек молодой, если не сказать юный, с ясным и лёгким отношением к жизни и искусству, человек, который может позволить себе в интервью использовать слова «херово» и «стремался», и писать натюрморты с едой просто потому, что ему это нравится.

Понимаешь, я рисую свои впечатления и эмоции от жратвы. И даже если это не очень получилось, ты же знаешь, что ты имел в виду. Поэтому вспоминаешь и думаешь: «Ах, есть хочется!»

Из интервью The Village